"Евроопт" отчитался о доходах, долгах и расходах на рекламу в 2017 году

"Евроопт" отчитался о доходах, долгах и расходах на рекламу в 2017 году

В 2017 году выручка группы компаний «Евроторг» (ключевой актив — 500 магазинов «Евроопт» и «Бруснiчка») увеличилась по сравнению с 2016 годом на 8,1% и достигла 3,93 млрд рублей (либо в долларах на 11,3%, до 2,04 млрд долларов). Это следует из сообщения «Евроторга», в котором приведены консолидированные результаты работы компании по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Чистая розничная выручка компании увеличилась на 5,7% и достигла 3,6 млрд рублей (1,86 млрд долларов) преимущественно благодаря открытию новых магазинов.

Уверенный рост валовой маржи на 2,7 п.п. с 23,3% в 2016 году до 26% в 2017 году был обусловлен ускорением расчетов с поставщиками (позволило получить более выгодные закупочные условия) и увеличением доли высокомаржинальных товаров в продажах, отмечается в отчетности.

Благодаря росту операционной прибыли на 54,5%, а также сокращению чистых финансовых расходов на 28,5% чистая прибыль «Евроторга» в 2017 году составила 102,5 млн рублей (53,1 млн долларов) по сравнению с чистым убытком 42,7 млн рублей годом ранее.

При этом рентабельность по чистой прибыли в 2017 году составила 2,6% от выручки, а в 2016 году — минус 1,2% от выручки.

— В 2016—2017 годах средняя рентабельность «Евроторга» составила как по стандартам МСФО, так и по национальным стандартам бухгалтерского учета — около 0,8%. Данный уровень рентабельности соответствует реалиям бизнеса продуктовой розничной торговли в Беларуси, в то время как за рубежом компании, как правило, имеют гораздо более высокую рентабельность: в частности, средняя маржа чистой прибыли за 2016−2017 гг. у лидеров российского рынка: компании «Магнит» — 4,1%, компании «Лента» — 3,6%, а у лидеров польского рынка — более 4% за аналогичный период, — прокомментировал данные гендиректор «Евроторга» Андрей Зубков.

Административные и коммерческие расходы (без учета амортизации) «Евроторга» в процентах от выручки увеличились на 0,4 п.п. до 16,5% преимущественно в связи с ростом расходов на маркетинг и рекламу (на 0,5 п.п. до 1% в расчете от выручки, то есть до 36,7 млн рублей) на фоне агрессивной маркетинговой стратегии. Рост расходов на маркетинг и рекламу был полностью компенсирован за счет значительного увеличения выручки от маркетинговых услуг, оказанных поставщикам, говорится в сообщении.

В 2017 году «Евроторг» значительно укрепил свое финансовое положение преимущественно благодаря успешному размещению еврооблигаций на сумму 350 млн долларов в октябре. Это позволило оптимизировать график погашения, уменьшить стоимость заемных средств (средняя процентная ставка снизилась на 1,1 п.п. по состоянию на 31 декабря 2017 года) и увеличить долю необеспеченного финансирования (с 20% до 56%). Кроме того, «Евроторг» увеличил долю задолженности, номинированной в белорусских рублях, в структуре долгового портфеля на 16,3 п.п. с 2,1% до 18,4%.

По итогам рефинансирования задолженности со сроком погашения в 2018—2020 гг. структура долга в разрезе краткосрочный/долгосрочный долг значительно улучшилась, при этом доля краткосрочных кредитов снизилась с 41,5% до 2,3% от общего долга в размере 1,366 млрд рублей.

Показатель EBITDA продемонстрировал значительный рост на 44,4% и достиг 371,7 млн рублей, при этом маржа EBITDA увеличилась до 9,5% (против 7,1% в 2016 году) главным образом за счет роста валовой маржи.

Коэффициент «чистый долг/EBITDA» существенно улучшился и составил 3,2х по состоянию на 31 декабря 2017 года по сравнению с 4,7х годом ранее. Коэффициент покрытия «EBITDA/процентные расходы» достиг 2,7х против 1,9х на конец 2016 года.

Выполнение данных показателей позволило выплатить дивиденды в размере 10 млн долларов (19,3 млн рублей).

«Все эти факторы в сочетании с ожидаемым позитивным прогнозом роста белорусской экономики, ускорением темпа роста реальной заработной платы и фундаментальными показателями рынка продовольственной розницы Беларуси создают прочную основу для успешной дальнейшей реализации нашей стратегии. Мы планируем продолжить реализацию стратегии роста с низкими капитальными затратами с фокусом на открытии магазинов малого формата на арендованных площадях. Кроме того, компания изучает все стратегические возможности, включая выход на рынки капитала в ближайшей перспективе, в том числе возможность проведения IPO, в зависимости от рыночных условий», — отметил Андрей Зубков.

Источник: tut.by