В соответствии с инициативой Президента в 2017 году в Беларуси был создан Выездной третейский суд

В соответствии с инициативой Президента в 2017 году в Беларуси был создан Выездной третейский суд

В соответствии с инициативой Президента Республики Беларусь по уменьшению существующей нагрузки судов гражданской и экономической инстанций, в том числе по развитию института третейского разбирательства, реализуемой в рамках Закона Республики Беларусь «О третейских судах», в 2017 году был создан Выездной третейский суд, являющейся одним из трёх действующих третейских судов в Республике Беларусь зарегистрированных Министерством юстиции Республики Беларусь.

Обращение в Выездной третейский суд предполагает ряд существенных преимуществ, по сравнению с обращением в суды гражданской или экономической инстанции, среди которых необходимо отметить:

Выездной третейский суд рассматривает все споры между физическими и (или) юридическими лицами, подведомственные судам гражданской и экономической инстанций, за исключением случаев, когда одной из сторон спора являются государственные органы (в том числе органы местного самоуправления), или споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц;

третейский сбор, уплачиваемый при обращении в Выездной третейский суд, на 20-40% ниже соответствующей государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в суды гражданской или экономической инстанций;

третейское разбирательство в Выездном третейском суде осуществляется в упрощённой форме без соблюдения всех формальностей, но с применением всех мер обеспечения иска, предусмотренных гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством, в любом, избранном истцом месте Республики Беларусь, в конфиденциальной (закрытой) форме и в срок, который может не превышать одного месяца;

решение Выездного третейского суда по своей юридической силе приравнено к решениям судов гражданской или экономической инстанций, вступает в законную силу с момента его оглашения, обжалованию по существу не подлежит и предоставляет виновной стороне трёхдневный срок для его добровольного исполнения;

не исполненное в трёхдневный срок решение Выездного третейского суда подлежит принудительному исполнению органами принудительного исполнения на основании исполнительного документа, который выдаётся судом гражданской или экономической инстанции в месячный срок со дня поступления заявления о его выдаче в суд гражданской или экономической инстанции;

срок, от момента подачи искового заявления, до начала принудительного исполнения вынесенного Выездным третейским судом по факту его рассмотрения решения, может составлять не более двух месяцев, и не может быть искусственно затянут недобросовестной стороной, как это практикуется в судах гражданской или экономической инстанций при обжаловании вынесенных решений в апелляционном и кассационном порядках.

Чтобы споры подлежали рассмотрению в Выездном третейском суде и при обращении одной из сторон спора в суд гражданской или экономической инстанции, такой стороне было отказано в рассмотрении спора ввиду его не подведомственности судам гражданской или экономической инстанций, необходимо соблюдение одного из нижеперечисленных условий, при котором:

- в тексте договора, при исполнении которого возник спор, имелась формулировка, согласно которой все споры, связанные с исполнением сторонами указанного договора, подлежали рассмотрению в Выездном третейском суде;

- к договору или имеющемуся правоотношению (в случае отсутствия в их тексте указанной в пункте А формулировки), сторонами было заключено дополнительное или иное соглашение, содержащее такую формулировку, которое может быть заключено путем обмена сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон;

- исковое заявление и ответ на него, были направлены сторонами друг другу или в Выездной третейский суд способами, указанными в пункте Б, и содержали предложение одной из сторон разрешить спор в Выездном третейском суде, и отсутствие возражений второй стороны против этого.