Минторг обеспокоен ростом хулиганства в магазинах

Хулиганство в магазинах вызывает опасения у специалистов, заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова.

Видео с «дегустирующей» детское питание девочкой-подростком в одном из торговых центров вызвало бурное обсуждение на прошлой неделе. Сама торговая сеть заявила на девочку в милицию, однако чиновники уверяют: проблема может носить массовый характер.

Психолог Елена Осипова назвала случай в Пинске «вопиющим». «Желание быть взрослыми у современных подростков есть, а умения быть взрослыми — нет. У них социальный интеллект не развит, нет понимания — что можно, а что нельзя, нет прогнозирования последствий своих действий», — отметила психолог.
По ее словам, девочка, устроившая несанкционированную дегустацию в магазине, не думала: «меня поймают, будет стыдно моим родителям, я нанесу ущерб магазину, накажут продавцов, пострадает покупатель, купивший этот продукт потом».

Психолог Елена Осипова
Психолог Елена Осипова

Представитель Минторга считает, что данный конкретный случай нельзя характеризовать как «потребительский экстремизм», а проблема действительно находится в социальной плоскости, в стремлении подростков к популярности, при этом они не осознают, каким способом ее добиваются.

«Часто они хотят не покушать, а прославиться — стать звездой в интернете. И, кстати, долю в «рекламу» таких поступков вносят и СМИ, когда распространяют видеоролики с этой девочкой и всю информацию. Но нельзя идти на поводу у подобных инцидентов и делать то, чего они добиваются», — высказала свою точку зрения на роблему данной конкретной «несанкционированной дегустации» Ирина Барышникова и добавила, что подобные случаи заставляют ее беспокоиться.

Она признала, что в ведомство поступает большое количество обращений о некорректном поведении покупателей в магазинах, фиксируются случаи воровства, умышленная порча продуктов и товаров, причинение вреда в иных формах.

Заместитель руководителя ОО Белорусское общество защиты потребителей Тамара Бельская
Заместитель руководителя ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Тамара Бельская

Заместитель руководителя ОО «Белорусское общество защиты потребителей», Тамара Бельская также считает, что термин «потребительский экстремизм» — это штамп, придуманный журналистами. И проблема «дегустации в Пинске» никоим образом не лежит в плоскости отношения «объект торговли — потребитель».

Однако с этим не согласны представители ритейла, а также люди, которые поставили себя на место покупателей торговой сети, где произошел инцидент с девочкой, совавшей пальцы в детское питание.

«Вот если прокрутить ситуацию с этим продегустированным детским питанием дальше: какая-то мама купила эту открытую баночку, дома не услышала обязательного «характерного щелчка» — сможет она потребовать от магазина компенсацию, и главное, как доказать, что щелчка не было?» — поинтересовалась покупательница.

Представитель Минторга поддержала ее опасения. И напомнила, что нельзя давать детям детское питание при наличии любого сомнения в том, что упаковка сохранила целостность. При этом Ирина Барышникова констатировала, что в данном случае «потерпевшей стороной» могут оказаться не только потенциальные покупатели вскрытого во время хулиганской дегустации товара и конкретный торговый объект, но и производитель продукции, к которому придут с претензией о некачественном продукте.

«К нам обращались граждане и говорили, что при покупке детского питания не слышали этого характерного щелчка. Мы даже не предполагали, что ситуация могла быть такой (как в Пинске). Раньше мы предъявляли претензии производителям, указывая на некачественно произведенный и укупоренный товар, или торговым объектам, но после таких случаев понимаем, что иногда виноваты и сами люди», — сказала гостья.
Барышникова признала, что доказать, что детское питание было открыто до того, как его приобрел конкретный потребитель, сложно.

«После этого видеоролика хочется еще раз обратиться к родителям с призывом внимательно смотреть на детское питание, которое приобретается в магазинах, и при малейших сомнениях в его качестве детям его не давать», — сказала представитель Минторга.

Она констатировала, что в ведомство поступают обращения о том, что на полках магазинов находят и вскрытые соки, и иные товары.

«Сопоставляя те жалобы, которые к нам поступают, с увиденным, я могу сказать, что волнуюсь, это могли быть действия вот таких хулиганов», — заявила Барышникова.

Представители Ассоциации розничных сетей в свою очередь говорят, что куда большую проблему, чем подростки-хулиганы и даже мамочки, разрешающие детям есть и пить в магазине до оплаты на кассе, для них представляют неадекватные покупатели, «профессиональные едоки» и «контролеры-шантажисты».

«Есть один юридический момент: до тех пор, пока товар находится в магазине — на полке, в тележке, в руках у потребителя до момента расчета на кассе — он является собственностью объекта торговли. У нас часто возникает вопрос, и Минторг к этому внимательно относится, в принципе, правовое поле определено. И то, что вы видели в ролике о пинской дегустации — это нанесение ущерба со стороны потребителя для субъекта торговли», — констатировала исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская.

Она рассказала, что представители ритейла сталкиваются с разными моделями поведения покупателей. «Бывают ситуации, когда родители заходят с детьми, которые едят в магазине конфеты и пьют воду. Есть те, кто без вопросов идет к кассе с пустой бутылочкой и платит за выпитое ребенком. А есть совершенно другая группа. Есть проблема воровства. И объем потерь торговли существенный. У нас был случай, когда дама в шубе выносила 24 банки кофе», — поделилась представитель Ассоциации розничных сетей.

Говоря о вопросах обеспечения безопасности в торговых сетях, она рассказала, что несмотря на большие инвестиции в специальное оборудование и персонал, в больших гипермаркетах есть «слепые зоны», о которых знают «профессиональные едоки».

Источник: SPUTNIK.BY.

Настоящим компания «РитейлМаркетинг» разрешает воспроизведение в прессе опубликованных на портале www.retailmarketing.by новостных статей, правообладателем которых является компания. Воспроизведение разрешается при условии обязательного указания активной гиперссылки на первоисточник, сопровождаемой надписью «по информации «Retailmarketing.by» или иной аналогичной надписью.