Статистический обзор к Дню работников торговли Беларуси

Торговля была и остается одной из наиболее важных сфер экономики. В последние годы в Республике Беларусь торговля развивается быстрыми темпами.

Число торговых объектов за 15 лет увеличилось в 1,8 раза, численность населения, занятого в торговле, возросла с 458 тыс. человек в 2000 году до 657 тыс. человек в 2015 году. Из общего числа работников торговли в сфере розничной торговли и ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования трудилось 444 тыс. человек, в оптовой торговле – 148 тыс. человек, торговлей автомобилями и мотоциклами, их техническим обслуживанием и ремонтом занимались 65 тыс. работников.

Среди работников организаций сферы торговли доля женщин составляет более 70%.

Розничная торговля

В 2015 году в розничной торговле было продано товаров на сумму более 347 триллионов рублей. При этом на долю продовольственных товаров приходилось 50,2% розничного товарооборота, на долю непродовольственных – 49,8%.

Розничный товарооборот на душу населения в 2015 году составил 36,6 миллиона рублей и по сравнению с 2010 годом вырос в сопоставимых ценах в 1,5 раза.

Число магазинов и их торговая площадь

2010 2012 2013 2014 2015
Число магазинов, единиц 40 402 42 947 44 346 49 088 49 289
в городских населенных пунктах 29 731 32 714 34 378 39 159 39 408
в сельских населенных пунктах 10 671 10 233 9 968 9 929 9 881
Торговая площадь, тыс. м2 3 705 4 165 4 504 5 005 5 236
в городских населенных пунктах 2 938 3 411 3 757 4 253 4 485
в сельских населенных пунктах 767 754 747 752 751
Торговая площадь в среднем на 1 магазин, м2 92 97 102 102 106

Торговля активно развивается: расширяется ассортимент товаров, изменяется вид торговых заведений, повышается качество услуг и уровень обслуживания. Ежегодно в Беларуси открываются новые торговые объекты: от магазинов шаговой доступности до ультрасовременных торговых центров и гипермаркетов. В 2015 году торговую деятельность осуществляли 387 рынков и 525 торговых центров.

С каждым годом потребители активнее пользуются возможностью приобретения товаров через интернет-магазины. Так, в 2015 году в республике действовали 3,4 тыс. интернет-магазинов, которыми было продано товаров на сумму около 5,8 триллионов рублей. Удельный вес розничного товарооборота интернет-магазинов в розничном товарообороте организаций торговли составил 2% (в 2010 году – 0,8%).

Интернет-магазины по областям и г. Минску (на конец года; единиц)

Организациями торговли представлен широкий ассортимент товаров белорусского производства. В 2015 году доля продаж товаров отечественного производства составила 69,1%, в том числе продовольственных товаров – 82,2%, непродовольственных товаров – 51,1%.

Удельные все продажи отдельных товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли в 2015 году (в процентах)

Продовольственные товары

Непродовольственные товары


Общественное питание

Товарооборот общественного питания в 2015 году составил почти 17 триллионов рублей.

Число мест в объектах общественного питания на 1000 человек населения составило 81 место (в 2010 году – 78 мест).

В последнее время наблюдается перераспределение структуры объектов общественного питания в сторону уменьшения удельного веса столовых (с 41,9% в 2010 году до 37,2% в 2015 году). Активно развиваются кафе, мини-кафе, бары, кафетерии и кофейни, рестораны быстрого обслуживания.

Число объектов общественного питания (на конец года, единиц)

2010 2012 2013 2014 2015
Объекты общественного питания – всего 11 965 12 065 12 011 12 179 12 545
рестораны 437 480 505 543 539
кафе 1 582 1 700 1 753 1 857 1 936
столовые 5 009 4 826 4 695 4 649 4 668
бары 1 168 1 221 1 218 1 255 1 205
закусочные 861 731 676 572 539
рестораны быстрого обслуживания 30 43 55 70 85
мини-кафе 741 742 752 889 1 020
кафетерии 695 797 838 855 958

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.

Настоящим компания «РитейлМаркетинг» разрешает воспроизведение в прессе опубликованных на портале www.retailmarketing.by новостных статей, правообладателем которых является компания. Воспроизведение разрешается при условии обязательного указания активной гиперссылки на первоисточник, сопровождаемой надписью «по информации «Retailmarketing.by» или иной аналогичной надписью.