Ритейлеры и общество защиты прав потребителей поспорили о шантажистах

Ситуация вокруг коммерческих организаций, вымогающих с ритейла деньги на «курсы по защите прав потребителей», складывается угрожающая, заявила в исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская.

В ходе круглого стола о «потребительском экстремизме» и проблемах взаимоотношений между ритейлерами и покупателями эксперты подняли серьезный вопрос: оказывается, многие организации, якобы занимающиеся защитой прав потребителей, попросту вымогают у администрации магазинов деньги.

Общественные объединения или коммерсанты?

«Общество защиты потребителей не в праве осуществлять проверки и контроль сферы торговли, этого права мы были лишены давно. Однако 17 коммерческих организаций в форме ООО зарегистрировались в Минске, используя в своем названии слово «потребитель». Непонятно, как они прошли через отделы регистрации исполкомов. И целью деятельности этих предприятий является вот что: заходить в торговые субъекты, находить просроченный товар и дальше предлагать ритейлерам какие-то «семинары по соблюдению закона о защите прав потребителей», — отметила замглавы Белорусского общества защиты прав потребителей Тамара Бельская.
При этом, подчеркнула Бельская, подобные шантажисты не имеют никакого отношения к Обществу по ащите прав потребителей. «Одни коммерсанты обманывают других», — констатировала она.

Миллионные обороты шантажа

Представитель Ассоциации ритейлеров подчеркнула: с проблемой вымогательств под предлогом защиты прав потребителей они обращались и в Генпрокуратуру, и в КГК, и в министерство торговли.

«Три года назад Ассоциация буквально томами носила информацию по вопросам деятельности таких общественных объединений в министерство торговли. На тот момент мы видели, что есть 12 общественных объединений, связанных с защитой прав потребителей. Половина из них, в том числе и Белорусское общество защиты потребителей, действительно занимаются защитой прав. Они не вымогают деньги, но есть и другие — у них миллионные обороты (долларов) по республике», — подчеркнула Закжевская.

Руководитель Ассоциации подчеркнула: несколько лет назад люди, не стесняясь, принимали деньги на общественные объединения, при которых были свои коммерческие организации. Рассказала Закжевская и о «правилах игры» подобных шантажистов.


Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова


«Бывает, что и находят упаковки, и «вбрасывают» просроченный товар. Эти люди уже давно поделили районы Минска, между ними уже есть отдельная конкуренция. А сейчас такое идет и в регионах. Обычные покупатели обращаются в администрации магазинов, и те сразу реагируют. Ведь проходят сумасшедшие объемы товаров, и что-то проскакивает. И администрация всегда готова заменить товар на нормальный», — отметила эксперт.
Другие же предлагают выбор: или жалоба в санстанцию и Минторг, или образовательные курсы, которые стоят от 75 рублей до нескольких сотен. И эти организации, подчеркнула Закжевская, вышли именно из общественных объединений.
Министерство торговли в курсе подобной практики и целой машины по «раскручиванию» ритейла на деньги.

«Вы сами порождаете такую ситуацию, даете почву для их роста. Не обвиняйте общественные организации. Наведите порядок в магазинах в первую очередь. Конечно, никто и с шантажистами мириться не будет. Мы сами обращались к прокурорам и в министерство юстиции, так как сами не можем контролировать работу общественных объединений», — рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова.
При этом, сообщила представитель министерства, многие директора магазинов после таких «образовательных курсов» оставались довольны. Но Минторг все равно ведет переговоры с Минобразования о том, чтобы как-нибудь регламентировать деятельность подобных структур.

Источник: SPUTNIK.BY.

Настоящим компания «РитейлМаркетинг» разрешает воспроизведение в прессе опубликованных на портале www.retailmarketing.by новостных статей, правообладателем которых является компания. Воспроизведение разрешается при условии обязательного указания активной гиперссылки на первоисточник, сопровождаемой надписью «по информации «Retailmarketing.by» или иной аналогичной надписью.